Попав в ситуацию конфликта, человек выбирает модель поведения исходя из обстоятельств и субъективного состояния.
Характер поведений в конфликтной ситуации схож, при этом каждый конфликт отличается своими признаками. Для разрешения разногласий нужны знания: какие действия нужно совершить, какие слова подобрать, какова должна быть манера поведения для его урегулирования.
Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
- Соперничество
- Приспособление
- Уклонение
- Компромисс
- Сотрудничество
Соперничество
Одна из стратегий, которая наиболее часто используется для решения конфликтов. В этой стратегии выбирается модель поведения при которой человек отстаивает свою позицию, не принимая во внимание противоположную.
Достоинства:
- Устанавливается полный контроль в развитии конфликтной ситуации, реакцией и ответом оппонента;
- Учитываются только собственные интересы с
- жестким их отстаиванием;
Недостатки:
- Для создания перевеса в свою сторону применяются обман, хитрость, провокации соперника;
- Невозможность применить стратегию людям, находящихся в длительных отношениях, дружбе, любви из-за необходимости учесть интересы другой стороны;
- Из-за личной неуверенности нет возможности вести конструктивный диалог.
Приспособление
Для недопущения развития и эскалации конфликтной ситуации один из оппонентов в ущерб своим интересам и личным потребностям идет на уступки.
Достоинства:
- Сохранение личностных ресурсов;
- Победить и самоутвердиться в конфликте можно не претендуя на победу и сопротивление.
Минусы:
- Одному из оппонентов необходимо в течение спора согласиться со всеми требованиями, не проявлять активную позицию;
- Соглашаться со всеми доводами соперника;
- Если причина конфликта существенна, то из-за субъективности ее нет возможности применить. Возникающие отрицательные эмоции приведут к новой стычке.
Уклонение
Суть заключена в откладывании решения конфликта и принятия его в более поздний срок.
Достоинства:
- Если дальнейшее развитие отношений не важно, можно прибегнуть к этой стратегии;
- Не применяются силовые воздействия.
Недостатки:
- Оппонент показывает проявление страха на ответный ход.
- Нельзя применить в ситуации долгосрочных и важных отношений. Уклонение приведет к ухудшению ситуации и полному разрыву их.
Компромисс
Стратегия с частичным удовлетворением потребностей оппонентов.
Достоинства:
- Оппоненты находятся на равных условиях;
- Разрешение конфликта возможно путем переговоров с предложением своих вариантов;
- С учетом интересов двух сторон подбирается справедливое решение, подходящее обоим.
Минусы:
- Компромисс является промежуточным этапом решения разногласий;
- Чтобы одержать победу, одна из сторон может прибегнуть к хитрости и лести.
Сотрудничество
Конфликт решается на взаимовыгодных условиях для обеих сторон. Учитывая мнение оппонента важно получить максимально выгодный результат для себя.
Достоинства:
- Максимальное получение данных о конфликтующих сторонах, из-за каких причин и по каким условиям произошел конфликт;
- Использование всех доступных ресурсов для урегулирования разногласий;
Открытое обсуждение конфликта.
Минусы:
- Не подойдет для решения конфликта, когда посредством его стороны определяются кто сильней;
- Невозможно применить, если одна из сторон не склонна к сотрудничеству. Конфликт не разрешится, а решение может быть безвременно отложено.
Конфликт на работе — как себя вести
При возникновении разногласий на рабочем месте выбор стратегии зависит от вашего статуса и занимаемой должности. При авторитарном руководстве, которое командует и подавляет подчиненных, выбор стратегии подчиненным может грозить нареканиями или увольнением для него.
При появлении разногласий и нарастании конфликта не нужно спорить, поддаваться эмоциям и провокациям. Постарайтесь взять эмоции под контроль и остаться уравновешенным.
При потере контроля над эмоциональным состоянием следуйте правилам поведения при конфликте:
- Говорите спокойно, не повышайте голос.
- Выясните причину разногласий, позицию и цели оппонентов.
- При беспричинном оскорблении-игнорируйте.
- При определении причины ищите компромисс. Если он невозможен, идите на уступки.
- Если оппонент не способен отстоять свое мнение и вступить в спор, то стоит отложить выяснение отношений.
Можно ли избежать конфликтной ситуации
Правильно разрешать конфликт, и контролировать эмоциональное состояние можно научиться. Избежать ссоры получится, если один из оппонентов не захочет в нее вступать.
Как избежать:
- Перед высказыванием мнения не торопитесь и ответьте себе: ”Из-за чего произошел спор? Нужно ли вам это? Что потеряете, если уступите в споре?”;
- Ответ должен быть кратким, размеренным. Такой ответ понижает градус накала. А у вас нет возможности наговорить лишнее.
- Не провоцируйте ненужными фразами и шутками. Не цепляйте человека, если он не в настроении. Пообщаться с коллегами лучше после обеда, утром все более напряжены.
- Контролируйте свою переписку в мессенджерах и соцсетях во избежание провокации. Недобросовестные люди могут использовать ее против вас.
- С людьми, часто инициирующими конфликтные ситуации, постарайтесь не общаться или сделать общение минимальным. Не встречайтесь с ними в нерабочее время, не отдыхайте с ними в компаниях.
Выбор стратегии
Есть несколько факторов влияющих на выбор стратегии:
- Суть конфликта — при назревающей ссоре задайтесь вопросом: а настолько ли вам важно вступить в спор и договариваться по данному вопросу. Может лучше его избежать.
- Заинтересованность сторон — если возникший вопрос важен для вас и его необходимо обсудить, то нужно уточнить, а готов ли оппонент к обсуждению. Если для него так же важен данный вопрос, то выбирается сотрудничество или компромисс.
- Значимость отношений с оппонентом — при выборе стратегии определитесь в необходимости сохранения отношений с противоположной стороной. Если их сохранить необходимо, то выбирайте из:
- сотрудничества,
- компромисса,
- приспособления.
- Если наиболее важно отстоять свою точку зрения, то выберите соперничество.
- Собственный психологический настрой — при отсутствии желания и моральных сил наиболее подходящими стратегиями станут приспособление или уклонение.