Теневой сектор экономики: проблема «серых зарплат»

Теневой сектор экономики: проблема «серых зарплат» Работа

Теневой сектор экономики: проблема «серых зарплат»Объем теневой экономики в настоящее время можно оценивать с помощью изучения динамики изменения показателя объема денежной массы, находящейся в обращении и ее дальнейшем распределении по секторам экономики.

Денежные средства во всех странах эмитируются центральным банком. Статистические публикации дают информацию в цифрах о наличном обороте. Соответственно, применяя экспертный метод, нетрудно оценить долю денежных средств в теневом секторе.
В последние годы в нашей стране из-за глубоких структурных диспропорций, включая диспропорции в уровнях налоговой нагрузки между «белой» и «серой» экономикой, к сожалению, сохраняется тенденция существенного роста «серого» фонда заработной платы, даже несмотря на явные налоговые угрозы со стороны фискальных органов за такие злоупотребеления.

По оценкам Федеральной службы государственной статистики, скрытый фонд заработной платы в нашей стране, начиная с 2015 года вырос с 6,4 триллиона рублей (10,9% ВВП) до 10,8 триллиона рублей (14,3% ВВП) в 2018 году. Примечательно, что в этих цифрах учтены как доходы работников в неформальном секторе, так и «серая» заработная плата в официальном секторе.
С 2017 года Министерство финансов оценивает «серый» фонд заработной платы в России около 10 триллионов рублей ежегодно. И этот объем растет с каждым годом. Очевидно, что на оплату труда и доходы, не видимые при прямых методах оценки, приходится в районе 25-30 % от общего фонда оплаты труда наемных работников.

В 2018 году данный показатель по определению Минфина вырос до 12 триллионов рублей. Это составило около 42% общего федерального бюджета, что соответствует 14% ВВП страны.
Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, в 2019 году практически каждый девятый сотрудник подтвердил, что получает заработную плату в полном объеме «в конверте».

Частично (от 30% до 50 %) «серую» зарплату получали около 15% опрошенных. Примерно для 85 % данной категории респондентов неофициальный заработок был единственным источником дохода. Следует отметить, что раньше россияне соглашались получать заработную плату «в конверте» в основном в посткризисные периоды 1999-2000 годы и в 2008-2009 годы. Вернувшаяся тенденция и молчаливое согласие работников привели к недополучению федеральным бюджетом около 1,5 триллиона рублей.
Также негативным фактором является то, что с теневых доходов налоги в бюджет или вообще не уплачиваются, или перечисляются лишь частично.
Радует, что в последнее время определилась положительная тенденция к улучшению сложившейся ситуации с серыми доходами граждан.

По недавним данным социологического опроса, проведенного порталом «Superjob.ru.» российские работники стали гораздо категоричнее относится к получению заработной платы «в конверте» и выполнению трудовых обязанностей в обход Трудового кодекса. Согласно данному опросу 40% граждан, находящихся в поиске работы, указали, что откажутся от получения «серого» заработка, а количество соискателей, желающих трудиться легально с выплатой «белой» заработной платы в 2019 году оказалось самым высоким, начиная с 2009 года.

Для ухода от «серых» заработков и перевода этих доходов в легальную форму крайне необходимо внедрять экономические стимулы дополнительно. Министерство финансов России ранее уже предлагало изменить традиционно сложившуюся структуру налоговой нагрузки, используя механизм снижения ставки по прямым налогам и повышения ставки косвенных. Последние предложения по этому вопросу были предложены Президенту В.В. Путину в конце 2018 года. Министерство предлагало повысить НДС с 18% до 22%. Также в их предложения входило снижение ставки по страховым взносам для работодателей до 22%. Безусловно, в предложениях министерства имелось рациональное зерно. Однако, были очевидны и определенные риски. Противники данных нововведений апеллировали тем, что снижение норматива или уменьшение ставки по страховым платежам неизбежно приведут к ощутимому снижению поступлений в Пенсионный фонд. Соответственно появиться необходимость в привлечении дополнительных денежных средств из бюджета страны с целью компенсации сократившихся доходов фонда.

Как известно в 2019 году НДС был повышен до 20%, но ощутимого изменения ситуации это не принесло.
Теневой фонд оплаты труда – достаточно большой объем неучтенной наличности, прямо или косвенно связанной с коррупцией. По данным Генпрокуратуры РФ, с 2016 по 2019 год за совершение преступлений коррупционной направленности осуждено более 46 тысячи человек. Размер причиненного данными преступлениями материального ущерба с 2016 года по 2019 год оценивается в 150 миллиардов рублей.
Несомненно, теневой сектор экономики достаточно выгоден коррупционерам в органах исполнительной власти и правоохранительных органах. Именно поэтому многие из них активно препятствуют проведению реальной борьбы с теневым бизнесом.

В России, к сожалению, все еще нет комплексной программы по борьбе с теневой экономикой. В Стратегии экономической безопасности страны, на период до 2030 года, данная проблема отражается как угроза, которая подлежит устранению, а вот конкретных мер для решения проблемы не предлагается.
В Министерстве экономического развития уверены, что в борьбе с теневой экономикой может помочь легкая перестройка налоговой системы, которая поможет поддержать работу «белых» компаний, которые инвестируют, внедряют инновации, помогают в достижении высоких темпов роста российской экономики.
Уровень теневой экономики в нашей стране можно снизить за счет уменьшения бюрократии и введения более жесткого контроля над уровнем коррупции.

Необходимо внедрить ряд запретительных и стимулирующих мер, которые способны помочь снизить уровень «тенизации» экономики:
— совершенствовать существующие и разработать более унифицированные законодательные нормы в области налогообложения;
— снижение налоговой нагрузки, падающей на предпринимателей малого и среднего бизнеса;
— легализация отдельных секторов экономики, находящихся в
«теневой» плоскости и помощь в их интеграции в легальную сферу;
— ликвидация рынка нелегальной рабочей силы;
— снижение масштабов существующей коррупции не только в органах исполнительной власти и правоохранительных органах, но и корпоративном секторе;
— повышение эффективности налогового администрирования;
— усиление контроля за лицами, уклоняющимися от уплаты налогов, особенно в крупных корпорациях и субъектах МСБ;
— внедрение современных систем мониторинга и контроля для выявления фактов незаконной деятельности;
— увеличение числа транзакций по безналичному расчету;
— активное использование электронных платформ;
— деофшоризация экономики и ряд других мероприятий.

Ощутимый вклад в борьбу с «теневым» бизнесом должен внести и Банк России. Необходимо проведение санации банковского сектора. Политику по ликвидации банковских учреждений, которые обслуживают и тем самым прикрывают «теневиков» и участников проведения «сомнительных операций» необходимо не только продолжать, но и усиливать.
Наемные работники и руководство компаний-нарушителей не готовы жертвовать своими интересами, теряя доходы. Это возможно лишь до определенного предела, под достаточно сильным давлением органов исполнительной власти. В связи с тем, что объемы теневой сферы экономики в России до сих пор остается достаточно высоким, к запретительным мерам, активно вводимым сейчас в плане налогового администрирования, наличного оборота, обналичивания денежных средств крайне необходимо внедрять меры стимулирующего характера.

(Visited 838 times, 1 visits today)
Статья была полезной? Поделись ею с друзьями!
Оцените статью
Успешник
Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector