Мотивация: определение, виды, роль в жизни человека

Фото статьи Интересное
Содержание
  1. Что такое мотивация
  2. Зачем она нужна
  3. Основные характеристики
  4. Разница в мотивации у тех, кто работает и не работает
  5. Разница в мотивации мужчин и женщин
  6. Разница в мотивации синих и белых воротничков
  7. Разница в мотивации поколений
  8. Разница в мотивации в профобластях
  9. Желание как движущая сила
  10. Энергия и настойчивость
  11. Кто такой мотиватор
  12. Мотиватор в качестве стимула
  13. Функциональные обязанности мотиватора 
  14. Что представляет собой мотиватор? 
  15. Этапы мотивации
  16. Виды мотивации
  17. Внешняя мотивация
  18. Награда.
  19. Страх.
  20. Внутренняя мотивация
  21. Достижения.
  22. Личностный рост.
  23. Стремление к власти.
  24. Социальная мотивация.
  25. Положительная мотивация
  26. Отрицательная мотивация
  27. Устойчивая мотивация
  28. Неустойчивая мотивация
  29. Реактивная и проактивная мотивация
  30. Второстепенные виды
  31. 1. Стимул
  32. 2. Страх
  33. 3. Достижение
  34. 4. Саморазвитие
  35. 5. Власть
  36. 6. Социум
  37. Сферы применения
  38. В психологии
  39. В менеджменте
  40. В экономике
  41. Зачем нужна мотивация?
  42. Мотивация персонала
  43. Мотивация учащихся
  44. Как мотивировать?
  45. 1. Визуализация.
  46. 2. Поощрение.
  47. 3. Демотивация.
  48. 4. Личный пример.
  49. 5. Внушение.
  50. 6. Спор.
  51. 7. Просьба.
  52. 8. Самостоятельная мотивация
  53. 1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас
  54. 2. Начните с малого
  55. 3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы
  56. 4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей
  57. 5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей
  58. 6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию
  59. 7. Ищите возможности в негативных событиях
  60. 8. Будьте добры к себе, совершая ошибки
  61. Что такое мотив
  62. Характеристики мотива
  63. Виды мотивов в психологии
  64. Внутренние и внешние мотивы
  65. Положительные и отрицательные мотивы
  66. Устойчивые и неустойчивые мотивы
  67. Достижение успеха
  68. Функции мотива
  69. Мифы о мотивации
  70. 1. Запишите свои цели, и успех гарантирован
  71. 2. Просто сделайте всё возможное
  72. 3. Просто визуализируйте успех
  73. Итог

Что такое мотивация

Что означает слово «мотивация»? Значение слова (от лат. movere ) — «двигаю». Если простыми словами, мотивация — это побуждение к действию, движению. Вот что говорит старушка Вика:

Мотивация — психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Давайте рассуждать логически. Для того, чтобы появилась мотивация что-то сделать, это должно стать вашей потребностью, которую вы будете стремиться удовлетворить. Вы должны этого хотеть.

Хорошо, потребность есть. Например, вы хотите:

  • поесть;
  • выкопать яму за денежное вознаграждение;
  • заранее начать готовиться к сессии.

Думаю, вы заметили, что примеры отличаются. Утоление голода —  вполне естественная потребность, которая не требует дополнительной мотивации. Копать яму согласятся не все, даже если нужны деньги. А с подготовкой к сессии всё ещё сложнее. То есть наличия потребности мало, нужно что-то ещё. Давайте разбираться.

Зачем она нужна

Она требуется для того, чтобы имелся стимул совершать какие-то действия. Это может быть что-то простое, например, зарядка по утрам или ежемесячное прочтение полностью минимум одной книги. Также благодаря мотивации можно совершать более сложные дела, например, работать над собой ради повышения.

Основные характеристики

Феномен мотивации может быть описан через следующие характеристики:

  1. Вектор направленности.
  2. Организованность, последовательность действий.
  3. Устойчивость избранных целей.
  4. Напористость, активность.

По этим параметрам изучается мотивация каждой личности, что важно, например, в школе. Большое значение имеют эти характеристики и при выборе профессии. Менеджер по продажам, например, должен быть устойчиво ориентирован на высокий доход и активен в достижении цели.

Разница в мотивации у тех, кто работает и не работает

Указанные на графике выше результаты — по всем респондентам в целом. Если же посмотреть результаты отдельно по работающим участникам опроса (это 42% от всех респондентов) и отдельно по тем, кто на момент опроса не работал (58% респондентов), то топ самых популярных мотиваторов для работы у них разный. За исключением зарплаты, которая на первом месте и у тех, и у других.

Топ-5 мотивационных факторов у работающих респондентов:

  • Высокая зарплата — 63% работающих респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 35% работающих респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 30% работающих респондентов;
  • Удобный график работы — 29% работающих респондентов;
  • Премии, бонусы и 13-я зарплата — 26% работающих респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов, которые на момент опроса не работали:

  • Высокая зарплата — 59% неработающих респондентов;
  • Удобный график работы — 38% неработающих респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 34% неработающих респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 26% неработающих респондентов (у работающих участников опроса этот фактор только на шестом месте);
  • Масштабные и интересные задачи — 24% работающих респондентов.

Разница в мотивации мужчин и женщин

Также есть отличия в ответах респондентов-мужчин и респондентов-женщин. Например, мужчин чаще, чем женщин, мотивируют карьерные возможности и масштабные задачи. Женщин чаще, чем мужчин, мотивируют удобный график работы, официальное оформление, похвала и признание (21% у женщин против 16% у мужчин), комфортный офис и удобное рабочее место (20% у женщин против 16% у мужчин).

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов-мужчин:

  • Высокая зарплата — 64% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 36% респондентов;
  • Удобный график работы — 30% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 30% респондентов;
  • Премии, бонусы и 13-я зарплата — 23% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов-женщин:

  • Высокая зарплата — 59% респондентов;
  • Удобный график работы — 38% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 32% респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 26% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 24% респондентов.

Разница в мотивации синих и белых воротничков

Так называемым синим воротничкам (представителям рабочих и не требующих высокой квалификации специальностей) важнее, чем белым воротничкам (офисным работникам и квалифицированным специалистам), удобный график работы и официальное оформление. Белым воротничкам чаще, чем синим, важны масштабные задачи (30% у белых и только 16% у синих воротничков), а также возможность работать удаленно (12% у белых воротничков и 6% у синих ).

Топ-5 мотивационных факторов у синих воротничков:

  • Высокая зарплата — 60% респондентов;
  • Удобный график работы — 45% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 32% респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 29% респондентов;
  • Премии, бонусы и 13-я зарплата — 22% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у белых воротничков:

  • Высокая зарплата — 62% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 35% респондентов;
  • Удобный график работы — 30% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 30% респондентов;
  • Официальное оформление с белой зарплатой, а также премии, бонусы и 13-я зарплата — поровну по 23% респондентов.

Разница в мотивации поколений

По возрастным группам заметны следующие особенности: возможность работать из дома и удобный график, похвала и признание важнее всего для самых молодых сотрудников, большие возможности карьерного роста теряют важное значение для сотрудников после 45 лет, и чем старше люди — тем важнее для них репутация компании-работодателя. Официальное оформление и белая зарплата наибольшее значение по понятным причинам имеют для соискателей в возрасте 45–54 лет.

Более молодых соискателей чаще мотивирует удобный график работы, признание со стороны коллег и начальства, отсутствие привязки к офису и оплата обучения. В более старших возрастных группах возрастает важность масштаба задач, официального оформления и репутации компании.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов младше 18 лет:

  • Удобный график работы — 59% респондентов;
  • Высокая зарплата — 41% респондентов;
  • Похвала и признание результатов коллегами и начальством — 31% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития, масштабные и интересные задачи — по 28% респондентов;
  • Возможность работать из дома — 28% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов 18–24 лет:

  • Высокая зарплата — 57% респондентов;
  • Удобный график работы — 42% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 41% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 23% респондентов;
  • Комфортный офис, удобное рабочее место — 23% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов 25–34 лет:

  • Высокая зарплата — 62% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 38% респондентов;
  • Удобный график работы — 31% респондентов;
  • Премии, бонусы и 13-я зарплата — 27% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 25% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов 35–44 лет:

  • Высокая зарплата — 61% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития — 34% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 30% респондентов;
  • Удобный график работы — 29% респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 28% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов 45–54 лет:

  • Высокая зарплата — 66% респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 34% респондентов;
  • Удобный график работы — 33% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 28% респондентов;
  • Большие возможности карьерного роста и развития, а также премии и бонусы — по 20% респондентов.

Топ-5 мотивационных факторов у респондентов старше 55 лет:

  • Высокая зарплата — 61% респондентов;
  • Удобный график работы — 36% респондентов;
  • Масштабные и интересные задачи — 34% респондентов;
  • Официальное оформление и белая зарплата — 29% респондентов;
  • Репутация компании — 22% респондентов.

Разница в мотивации в профобластях

Высокая зарплата важна для представителей всех профобластей, но особенно заметное внимание ей уделяют представители сферы закупок и юристы (по 79% и 75% респондентов из этих сфер соответственно).

Удобный график работы важнее всего для рабочего персонала, представителей сферы «Безопасность» (это прежде всего охранники) и тех, кто только начинает свою карьеру, поскольку это в основном студенты. Из представителей этих трех групп важность графика работы отметили от 44 до 48% респондентов, тогда как в целом по всем профобластям — только 34%.

Официальное оформление и белая зарплата особенно важны для соискателей из сферы добычи сырья, а также из сферы бухгалтерии — этот фактор отметили по 35% респондентов из этих сфер, тогда как в целом по всем профобластям он важен 24% опрошенных. Наименее важен этот фактор представителям науки и образования, а также искусства и массмедиа (фактор отметили по 11 и 12% представителей этих сфер соответственно).

Масштабные и интересные задачи больше всего мотивируют топ-менеджеров (49%), а возможность карьерного роста — представителей сферы «Туризм, гостиницы и рестораны» (43%).

Банковская и инвестиционная сфера отличилась двумя особенностями. Ее представителям заметнее, чем другим, важна репутация компании-работодателя (этот фактор отметили как особенно значимый 21% представителей сферы, тогда как в целом по всем профобластям — лишь 11% респондентов). Также у представителей банковской сферы гораздо заметнее, чем у остальных респондентов, выражена важность наличия ДМС: отметили 13% респондентов из банков и инвестиций, тогда как в целом ДМС имеет большое значение не более чем для 2% респондентов.

Желание как движущая сила

Сила, которая влияет на мотивацию, – желание. Как правило, должна быть причина, почему нужно сделать то-то и то-то. Любой тяжелый труд или негативный опыт, страдания и боль – все это тоже источники мотивации, если человек знает, что все это временно, и после черной полосы всегда идет белая. Часто, кстати, именно негатив мотивирует действовать, дабы избавиться от плохого поскорее. В таких ситуациях человеку могут помочь различные мотивирующие фразы, которые заставят его задуматься и продолжать желать намеченного.

Энергия и настойчивость

Мотивация – источник энергии, необходимой для достижения цели, а также смелости и настойчивости. Чтобы сделать что-то действительно нужное и стоящее, особенно если речь идет о сложной задаче и трудностях, человеку необходимо выйти из зоны комфорта и выполнять то, чего ему делать совершенно не хочется или чего он не умеет. Именно настойчивость поможет превратить скуку в интересное времяпрепровождение, и трудности покажутся просто очередной ступенькой на пути к счастью.

Кто такой мотиватор

Наилучшим образом с задачей мотивирования любого общества справляются те люди, которые имеют набор специфических способностей (эмпатия, дар убеждения, умение привлечь внимание). Они способны оказывать существенное влияние на окружающих, подключая логику и эмоциональную составляющую.

Однако не всегда мотиватор — это кто-то, стремящийся к управлению и лидерству. Нередко целью таких людей становится результат их усилий в виде хорошо выполненного задания или достигнутой общей цели. При этом мотиваторы могут призывать людей из своего окружения как к активным действиям с положительной эмоциональной окраской (выбрать определенного депутата, побелить деревья, защищать животных), так и к бесчестным поступкам (унижать людей другой национальности, уничтожать чужие культурные ценности).

Поэтому в среде психологов существуют понятия плюс- и минусмотиваторов. Выявление таких «столпов общества» имеет определяющее значение для успеха практически любого проекта. Воздействие разрушительного влияния становится губительным для созидательного общества.

Мотиватор в качестве стимула

В словаре специальных терминов сотрудников по подбору персонала мотиватор – это своеобразный фактор, стимулирующий сотрудника к активной деятельности. Перечень продуктивных факторов индивидуален для каждого сотрудника, но существуют универсальные факторы:

  • Признание;
  • Персональная ответственность.
  • Развитие.
  • Движение вперёд.
  • Материальная выгода.                             

Список можно продолжить, ведь многие факторы, относящиеся к самовыражению индивидуума через работу, принято считать мотиваторами. Перефразируя: мотиватор представляет собой удовольствие, доступное сотруднику предприятия после успешного выполнения задания. 

Функциональные обязанности мотиватора 

Описание человека-лидера целесообразно начать с иллюстрации пути становления, который проходил мотивационный проект до того как стать таковым. Это и присутствие потребности в определённом явлении. Разработка идеи. Планирование и поиск ресурсов для воплощения проекта в жизнь. Учёт условий, при которых сможет держаться на плаву выпущенный продукт. Поиск сотрудников для реализации проекта и внедрение планирования. Презентация результата занимает важную роль в процессе достижения цели. Самыми сложными на практике являются идеи, для воплощения которых приходится привлекать много людей. Им необходимо подробно объяснить цель совместных действий, дать мощный стимул, азарт, вдохновить на работу. Мотиватор занимается поиском, постановкой, формулированием и введением в работу мотивационных факторов. При одинаковом настрое и рьяном стремлении трудиться, люди способны на многое. Вспомните политическую пропаганду или «корпоративный дух». Человек, отвечающий за мотивацию сотрудников, является важным членом коллектива, ведь он готов ответить на вопросы относительно целесообразности того или иного действия. Как отдельная единица он зачастую. не рвётся к власти, потому становится главным помощником идеолога, консультантом лидера и советником коммуникатора. 

Что представляет собой мотиватор? 

Лучше всего мотивировать общество к действию умеют люди со специфическими способностями (дар убеждения, искренность, эмпатия, умение привлечь внимание). Мотиватор способен оказывать влияние на людей подключая логическое мышление и эмоциональный компонент. Мотиватор не во всех случаях стремится к управлению. Часто его целью становится результат общих усилий: качественно выполненное задание, достижение цели. Мотиваторы могут призвать людей к активным действиям с позитивной эмоциональной подоплёкой: выбрать народного депутата, покрасить забор, защита животных. А могут натолкнуть на бесчестные поступки: разжигать межнациональную вражду, пресекать попытки развиваться. Потому в психологических кругах существуют понятия плюсы и минусы мотиваторов. Определение «столпов общества» наделено важным значением для успеха любого проекта. Влияние разрушительной мотивационной политики может стать губительным для созидательного общества. 

Этапы мотивации

Мотивация существует как процесс и включает в себя несколько этапов:

  1. Сначала возникает потребность.
  2. Человек решает, как ее можно удовлетворить (либо не удовлетворять).
  3. Далее нужно определить цель и способы ее достижения.
  4. После этого совершается само действие.
  5. По окончании действия личность получает или не получает вознаграждение. Под вознаграждением понимается любой успех. Результативность действия влияет на дальнейшую мотивацию.
  6. Необходимость действия исчезает, если потребность полностью закрыта. Или остается, при этом характер действий может измениться.

Виды мотивации

В психологии мотивация разделена на виды по таким признакам:

  1. Источник — внешняя и внутренняя мотивация.
  2. Эмоциональный окрас — положительная и отрицательная мотивация.
  3. Устойчивость — устойчивая и неустойчивая мотивация.

Виды мотивации отличаются факторами, заставляющими вас действовать. Источник мотивации определяет, откуда она берётся. Это либо внешние обстоятельства (планы на работе, какие-либо обязательства), либо ваши внутренние побуждения и потребности. Эмоциональный окрас — вы либо что-то получите от действия, либо что-то потеряете от бездействия (выкопаете яму вовремя — заплатят, не выкопаете — не заплатят).

Но давайте обратим внимание на третий вид:

  • Устойчивая мотивация — основана на естественных потребностях человека (поесть, поспать);
  • Неустойчивая мотивация — требует постоянных усилий для поддержки (заранее подготовиться к сессии, найти работу получше, выучить английский, вести блог).

Вы уже догадались, какая из них нас интересует? Конечно же, неустойчивая, потому что заставить себя поесть и поспать вы сможете и без посторонней помощи. Нам нужна самомотивация — суперспособность, позволяющая самому находить в себе силы для достижения личных целей:

  • заранее подготовиться к сессии,
  • найти работу с более привлекательной зарплатой
  • или выучить наконец английский.

Парадокс заключается в том, что бывает сложно найти мотивацию что-то сделать, даже если вы хотите этого. «Я, конечно, хотел бы, но блин…» — знакомая ситуация? Я удивлюсь, если нет. Поэтому она и называется неустойчивой.

Внешняя мотивация

Наверное, один из самых эффективных способов заставить человека что-то делать. Приведем простой пример: коллега по работе купил дорогой автомобиль, вы ему позавидовали черной или белой завистью и тоже захотели купить себе такой же или даже лучше. Это и есть внешняя мотивация – появление желания получить то же, что есть у друга, соседа или коллеги. Этот вид считается одним из самых действенных, потому что в каждом человеке изначально присутствует страх оказаться хуже других.

Награда.

Данная форма мотивации включает в себя вознаграждения, как материальные, так и нематериальные. Многие люди зная о том, что они будут вознаграждены каким-то образом, готовы работать очень усердно и выполнять даже самые сложные задачи.

Страх.

Мотивы страха связаны с последствиями. Такой тип мотивации часто используется, когда способ с вознаграждением невозможен или не работает. Страх наказания, это действительно мощный стимул для того чтобы работать очень усердно. В бизнесе, это часто называется «морковкой и палкой», стимулом является морковь и страх — это палка.

Внутренняя мотивация

Она возникает не где-то в окружающем мире, а внутри нас. Человек просто начинает чего-то хотеть. Например, поехать на отдых за границу, купить новую квартиру, похудеть, бросить курить… Предпосылки к возникновению этого желания могут находиться где-то во внешнем мире, но причины сделать это зарождаются только внутри нас. Внутренняя мотивация напрямую связана с силой воли. А хватит ли сил не свернуть с выбранного пути и добиться цели, зависит только от собственного настроя.

Достижения.

Мы стремимся к достижению целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе. Как правило, это чувство является неотъемлемым по своей природе.

Личностный рост.

Необходимость самосовершенствования поистине является внутренней мотивацией. Желание увеличить наши знания о себе и внешнем мире, может быть очень сильной формой мотивации. Мы стремимся учиться и расти как личность. Мотивацию личностного роста можно также увидеть в стремлении к переменам. Многие из нас изначально ограничены теми параметрами и знаниями, которые были заложены при воспитании или основном обучении. Но, мотивация личностного роста, стимулирует нас совершенствовать эти базовые критерии и обучатся новому, эволюционируя как личность.

Стремление к власти.

Стремление к власти может принять форму контроля над собственной жизнью или контроля над окружающими людьми. В первом случаи, человек добивается успеха и возможности прожить жизнь так, как он того хочет.  В другом случаи, желание власти над окружающими, может заставить человека совершать не лучшие с точки зрения закона и морали поступки. Тем не менее данная форма мотивации, является очень сильной, и как видно из истории человечества, она является очень распространенной.

Социальная мотивация.

К проявлениям социальной мотивации можно отнести желание людей принадлежать к определенной социальной группе. К примеру, это могут быть «продвинутые» модные сверстники, или успешные люди со связями. Простыми словами, люди испытывают потребность в социальной связи с другими людьми. Таким образом, многие получают мотивацию соответствовать, той социальной группе, к которой есть желание принадлежать.

Положительная мотивация

Заставить себя или других людей что-то делать может стать обещание хорошего вознаграждения. Если вы пытаетесь замотивировать себя самостоятельно, то можно пообещать себе что-то приятное за достижение цели: похудею – куплю новые джинсы; буду ходить на пробежку два месяца через день – куплю новый телефон. На работе сотрудникам обещают: сдадите крупный проект в срок – премируем; получим прибыль больше, чем в прошлом квартале – предоставим путевку в хороший пансионат.

Отрицательная мотивация

Заставить человека делать что-то может не только желание получить какие-то бонусы и деньги, но и боязнь потерять то, что у тебя есть.

На предприятиях часто руководители обещают уволить своих сотрудников или лишить их премии за то, что они не выполнят план или отдельные поручения. Страх потерять работу заставляет людей выходить на службу по выходным и засиживаться в офисе допоздна. Можно таким образом замотивировать и себя самого: если я не брошу курить, то у меня будет рак легких, если я не перестану есть сладкое, то у меня появится сахарный диабет и т. д.

Устойчивая мотивация

Она основана исключительно на нуждах человека. Например, когда мы хотим пить, то идем на кухню и наливаем воду в стакан. Нам не нужно себя заставлять и уговаривать. Этот вид скорее связан с физиологическими потребностями.

Неустойчивая мотивация

К ней можно отнести все остальное потребности – получение материальных и нематериальных благ, без которых человек теоретически может выжить. Человек не умрет, если поедет отдыхать на не Кипр, а в Геленджик, если купить не немецкий автомобиль, а отечественный и т. п.

Реактивная и проактивная мотивация

Это тоже два противоположных вида мотивации. Первым называют все то, что делает человек, чтобы исправить ошибки и улучшить ситуацию. Если проект просрочен, виновный начинает работать в два раза больше, чтобы решить эту проблему и не остаться без работы. А проактивную мотивацию связывают с планами на будущее: я поработаю всю неделю допоздна, чтобы сдать отчет в срок и не подвести весь коллектив.

Мотивация бывает нескольких видов, но все они базируются на внутреннем желании каждого из нас получить что-то или, наоборот, – избежать неприятностей. Поэтому правильно говорят: все в наших руках. И если человек чего-то действительно хочет, ему хватит силы воли и желания это получить.

Второстепенные виды

Кроме основных видов мотивации существуют еще и дополнительные ее виды:

  1. Индивидуальная мотивация действует в пользу саморегуляции (утоления голода или жажды, избегание переохлаждения и другого);
  2. К групповой мотивации относится забота о продолжении рода, определение своего места в социуме;
  3. К познавательной мотивации – действия, ведущие к познанию чего-то нового;
  4. Самоутверждение – действия для получения статуса в социуме или уважения окружающих к себе;
  5. Идентификация – желание походить на того, кто считается идеалом для человека;
  6. Жажда власти – действия человека в отношении окружающих, стремление руководить их деятельностью;
  7. Саморазвитие – действия, обеспечивающие личностный рост , с последующей реализацией своих возможностей;
  8. Социальные мотивы – обязанности и ответственность перед обществом;
  9. Мотив присоединения – желание налаживать контакт с окружающими для дальнейшего общения.

В изучении такой науки, как психология, мотивация играет не последнюю роль. Но вот какие факторы могут повлиять на мотивирование индивида? Этот вопрос изучали, и до сих пор изучают многие ученые. Чтобы получить больше информации о том, что такое мотивация, применяются теории.

1. Стимул

Это вид мотивации, который включает в себя вознаграждения, как денежные, так и нематериальные.

Многие люди руководствуются осознанием того, что будут вознаграждены определенным образом в результате достижения поставленной цели.

Различного рода поощрения и бонусы являются хорошими примерами стимулов, которые используются для мотивации.

2. Страх

Мотивация страха связана с возможностью наказания или наступления неблагоприятных последствий. Такой вид мотивации часто используется, когда мотивация стимулов не срабатывает.

Наверняка вам не понаслышке известен метод “кнута и пряника”, стимулом в котором является пряник, ну а в роли пугающего инструмента выступает кнут.

Этот вид мотивации часто используется в системе образования, а также на профессиональном поприще для регулирования поведения сотрудников.

Если учащийся либо работник нарушают установленные для них правила или не достигают поставленной цели, к ним будут применены негативные меры стимулирования.

3. Достижение

Мотивация достижения также часто называется стремлением к компетентности.

Мы стремимся к реализации целей и решению новых задач. Мы хотим улучшить свои навыки и доказать свою компетентность как другим, так и самим себе.

Как правило, мотивация достижения по своей природе является неотъемлемой спутницей человека. Однако в определенных обстоятельствах мотивация достижения может включать в себя необходимость внешнего признания.

У нас часто возникает желание или необходимость получать положительную оценку со стороны нашего окружения: близких людей, коллег и др. Эта потребность может включать в себя что угодно: от материального поощрения до простого рукопожатия за хорошо выполненную работу.

4. Саморазвитие

Необходимость самосовершенствования является очень сильной внутренней движущей силой. Мотивация саморазвития лучше всего проявляется в стремлении к переменам.

Конечно же не все, но многие из нас стремятся совершенствовать свой внутренний мир, а также свое тело.

Большинство из нас обусловлены собственной личностью или воспитанием, которые становятся отправной точкой для осуществления изменений в нашей внутренней сущности, знаниях или внешней среде, потому что застой – это не тот показатель, которому следует придерживаться.

5. Власть

Мотивация власти может принимать форму стремления к управлению собственной жизнью, либо желания контролировать окружающих людей.

Мы стремимся к развитию способности оказывать влияние на нашу сегодняшнюю жизнь, а также на улучшение условий жизни в будущем.

Кроме того, нередко мы пытаемся контролировать других людей, и у некоторых из нас такое стремление к контролю окружающих развито намного сильнее, чем у остальных.

Иногда ярко выраженное стремление к власти побуждает людей к негативному, аморальному или даже противозаконному поведению. В других ситуациях стремление к власти – это просто желание оказать влияние на других.

Мы испытываем потребность в том, чтобы люди делали то, что мы хотим и как мы этого хотим.

6. Социум

Многие люди мотивированы социальными факторами. Это может быть желание принадлежать и быть принятыми определенной группой людей, либо стремление к взаимодействию с другими людьми в разных сферах.

Люди имеют врожденную потребность ощущать связь с другими, а также необходимость в принятии и принадлежности обществу.

Другой формой социальной мотивации может выступать подлинное и страстное желание внести свой вклад в жизнь других людей.

Если вы имеете стремление изменить окружающий мир, это, как правило, признак социальной мотивации.

Сферы применения

Понятие мотивации в наше время может использоваться как в повседневной жизни, так и в науке. В науке чаще всего внимание на это понятие обращается в психологии (что и понятно) и менеджменте. В психологии изучается связь мотивов с потребностями, целями и желаниям человека. В менеджменте же упор делается на том, чтобы она стимулировала персонал к труду, который максимально положительно скажется на работе предприятия.

В психологии

Наука о душе изучает связь мотивов с потребностями, целями, желаниями, интересами человека. Концепция мотивации рассматривается следующими основными направлениями:

  • бихевиоризм,
  • психоанализ,
  • когнитивная теория,
  • гуманистическая теория.

Первое направление утверждает, что потребность возникает, когда организм отклоняется от некой идеальной нормы. Например, так возникает голод, а мотив призван вернуть человека в изначальное состояние – желание принять пищу. Способ действия определяется предметом, который может удовлетворить потребность (можно сварить суп или перекусить чем-то готовым). Это называется подкреплением. Под воздействием подкреплений формируется поведение.

В менеджменте

В управлении персоналом мотивация понимается как побуждение людей к труду на благо предприятия.

Теории мотивации применительно к управлению персоналом делятся на содержательные и процессуальные. Первые изучают потребности человека, которые заставляют его действовать определенным образом. Вторые рассматривают факторы, влияющие на мотивацию.

Стимулируя подчиненных на выполнение трудовой деятельности, руководитель решает несколько задач:

  • повышает удовлетворенность сотрудников работой;
  • добивается поведения, нацеленного на нужные результаты (например, увеличение продаж).

При этом учитываются такие понятия как потребности, побуждения, ценности, мотивы сотрудника, а также стимулы и вознаграждение. Под побуждением понимается ощущение недостатка чего-либо. В отличие от потребности, оно всегда осознается. Побуждения вырабатывают цель, чтобы закрыть потребность.

Например, потребность в признании формирует побуждение достичь карьерных высот, и целью может служить место директора (с промежуточными этапами на пути).

Ценностями могут выступать все объекты материального мира, важные для человека. В данном случае это общественное положение.

Мотив понимается как стремление удовлетворить потребность. А стимулами называют те внешние факторы, которые вызывают определенные мотивы.

Мотивирование как раз и ставит целью сформировать у сотрудника желаемые мотивы, чтобы направлять его активность в нужное русло. Ведь стремление к успеху зависит от того, что понимается под успехом.

В экономике

Среди экономических теорий мотивации интересно учение классика науки – Адама Смита. По его мнению, труд непременно осознается человеком как нечто мучительное. Различные виды деятельности не привлекательны по-своему. В ранних обществах, когда человек присваивал все, что производил, цена продукта труда была равна компенсации затраченных усилий.

С развитием частной собственности это соотношение изменяется в пользу стоимости товара: она всегда представляется больше, чем усилия, затраченные, чтобы заработать на данный товар. Простыми словами, он убежден, что работает за дешево. Но человеку по-прежнему хочется уравновесить эти составляющие, что и заставляет его искать более оплачиваемую работу.

Взгляд на мотивацию работников в экономике напрямую связан с проблемой эффективности работы предприятия. Как показал опыт зарубежных, в частности, японских исследований, материальная стимуляция труда не всегда является исчерпывающей. Зачастую активность и вовлеченность работников в производство обеспечивает комфортная обстановка, атмосфера доверия, уважения и сопричастности, социальные гарантии и система различных поощрений (от грамоты до премии).

Тем не менее фактор зарплаты важен для работника и учитывается многими экономическими теориями. Например, теория справедливости говорит о связи вознаграждения с усилиями членов коллектива. Сотрудник, который считает, что его недооценивают, снижает производительность труда.

Затратность на каждый вид стимулирования оценивается с экономической точки зрения. Так, например, авторитарный стиль управления предполагает увеличение управленческого аппарата, что означает выделение дополнительных ставок и расходов на заработную плату.

Производительность труда в таком коллективе средняя. В то время как привлечение сотрудников к управлению производством, возможность самостоятельно выбирать график или трудиться удаленно имеет низкую себестоимость и дает высокие результаты.

Удаленная работа хороша тем, что доход зависит только от вас, да и мотивацией вы занимаетесь сами. Ознакомьтесь с перечнем интернет-профессий – возможно, скоро вы сможете неплохо заработать на увлечении.

Зачем нужна мотивация?

Система мотивов – неотъемлемая особенность личности. Это один из факторов, формирующих уникальность. Мотивация связана с нашими психическими особенностями (например, холерикам необходимо много двигаться, получать как можно больше разных впечатлений) и физическим состоянием (когда мы болеем, нам почти ничего не хочется). Это заложено природой неслучайно.

Смысл жизни каждого – прожить ее по своему сценарию, чтобы реализовать собственные цели и предназначение. Именно поэтому каждый человек стремится к уникальному набору ценностей, действий и впечатлений. Это не значит, что все, чего нам хочется, безусловно хорошо, а чего не хочется, губительно и плохо.

Несформированная мотивация встречается часто, и над ней обязательно придется работать, чтобы личность умела преодолевать препятствия, в том числе в виде лени, и осознавала себя успешной. Но прислушиваться к мотивам, желаниям, интересам стоит, чтобы познавать и развивать себя.

Недаром люди, очень сильно желающие чего-либо, достигают больших результатов, чем остальные при прочих равных условиях. Как говорится в народе, “стремящемуся Бог ангелов дает”.

Своими устремлениями можно и нужно управлять. Если развитие стоит на месте, можно повысить свою мотивацию и тем самым добиться впечатляющих результатов.

Мотивация персонала

К методам мотивации персонала относится система стимулирования работников, как материальная, так и моральная. Это применение комплексных мер для повышения трудовой деятельности и эффективности труда. В зависимости от управленческой системы и организационных особенностей, применяются различные методы стимулирования.

Для персонала могут применяться поощрительные методы, то есть работникам за качественное выполнение определенной работы в минимальные сроки предоставляются материальные блага. Также могут действовать организационные (административные) методы. Эти методы подразумевают влияние власти, устава, законов или регламента. Применение психологических воздействий подразумевает влияние на сознательность персонала и на его социальные интересы.

Практика показывает, что одним методом воздействовать на весь персонал невозможно, так как у каждого человека есть свои приоритеты. Одного работника можно мотивировать премией, а другому работнику необходимы административные меры, такие как контроль или указания.

Мотивация учащихся

К сожалению, проявления самостоятельного мотивирования к обучению у школьников и студентов случаются редко. Поэтому необходимо помочь учащимся ее сформировать таким образом, чтобы обеспечить и поддержать продуктивную учебную деятельность на весь период обучения. Эффективных методик сегодня достаточное количество. Рассмотрим некоторые из них.

  • занимательная ситуация подразумевает внедрение в процесс обучения интересных примеров или опытов, необычных фактов, парадоксальных аналогий для оживления внимания учащихся;
  • познавательный спор основывается на вовлечении учащихся в дискуссию, что вызывает у них интерес и помогает повышать уровень их внимания;
  • использование эмоциональных переживаний в процессе обучения. Преподнесение материала с приведением фактов масштабного характера;
  • процесс сопоставления науки и жизненных ситуаций подразумевает приведение примеров влияния научных фактов на образ жизни человечества;
  • создание успешных ситуаций можно использовать для учащихся, испытывающих затруднения в обучении. Трудности обучения легче воспринимаются с радостными переживаниями.

Как мотивировать?

Способов, наделяющих человека вдохновением и энергией, известно много. Что же мотивирует сильнее всего? Известны ли эффективные приемы? Конечно – они есть. Сейчас их и рассмотрим:

  • Визуализация;
  • Поощрение;
  • Демотивация;
  • Личный пример;
  • Внушение;
  • Спор;
  • Просьба.

Разберем детально каждый прием. Заранее отметим, что применять их можно, чтобы мотивировать себя и других людей. Принцип действия практически идентичен. Просто в первом случае придется убеждать себя, а во втором – кого-нибудь из окружающих.

1. Визуализация.

Представления о позитивном результате хорошо мотивируют на действия. Чем ярче эти образы, тем сильнее стремление их воплотить в жизнь. Многие тренеры и коучи отмечают, что секрет успеха – в страстном желании его добиться. Оно возникает в ответ на визуализацию. Например, человек, который хочет заработать 1000 долларов, должен ежедневно представлять, как держит их в руке, ощущать своими пальцами, видеть собственными глазами. Этот прием поможет активизировать подсознание, которое больше откликается на эмоции, а не логические доводы. Визуализация дает возможность ощутить позитивные эмоции еще до того момента, когда цель будет достигнута. Это позволяет мобилизовать внутренние ресурсы, наполняет дополнительными силами и энергией.

2. Поощрение.

Награда – эффективный способ мотивировать человека на определенное действие. Например, ожидание премии подталкивает сотрудников к продуктивной работе. Родители могут усилить рвение ребенка к учебе, пообещав ему дорогую игрушку или поездку в парк развлечений за успешную сдачу экзаменов. Даже домашнее животное может быть заинтересовано в выполнении определенных заданий, если будет получать десерт. Так, например, дрессируют кошек и собак, предлагая им вкусную еду за правильную реакцию на конкретную команду.

Поощрение можно считать универсальным способом стимуляции. Аналогичным образом можно заниматься самомотивацией, придумывая алгоритмы действий, которые приводят к получению премии. Стоит награждать себя за хорошо выполненную работу. Например, съедать пончик только в том случае, когда задание будет выполнено. Это поможет выработать условный рефлекс по принципу «результат – награда».

3. Демотивация.

Страх перед наказанием может мотивировать еще сильнее, чем ожидание бонуса. По этому методу работает принцип «кнута и пряника». Одними «пряниками» многого не добьешься. Когда сотрудники хотят получить премию – это хорошо. Если они еще и штрафов боятся – то вообще отлично.

Аналогично и с визуализацией. Допустим, спортсмен представляет себя победителем соревнований. Он видит вершину пьедестала, предвкушает ощущения, которые будет испытывать, поднимая золотой кубок. Безусловно, это мотивирует к тренировкам. Но если его воображение прорисует картины того, что будет в случае неудачи, это также окажет мощное действие, поскольку атлет не захочет такого развития событий.

4. Личный пример.

Чем лидер отличается от руководителя? Первый ведет за собой, а второй организовывает работу. По степени влияния на сотрудников лидер – неоспоримый победитель. За ним идут охотнее и больше доверяют.

Дело в том, что личный пример помогает эффективнее мотивировать окружающих, показывая им все прелести определенной манеры поведения. Например, добившийся высот в предпринимательском деле бизнес-тренер, выглядит намного убедительнее, чем тот, у которого нет ни гроша. Его советы будут вдохновлять намного сильнее. Некурящие родители имеют больше шансов склонить своего ребенка к здоровому образу жизни, чем те, которые «дымят» словно пароходы. Начинающую «звезду» больше затронут слова уже известного артиста, чем человека, не связанного с искусством.

Люди всегда больше прислушиваются к тем, кто может опереться на личный опыт. Их мнение мотивирует намного сильнее, поскольку понятно, к чему приводит следование этим рекомендациям.

5. Внушение.

Окружающим, так же как и самому себе, можно внушить необходимость того или иного действия. Допустим, студенту предстоит подготовка к сложному и неинтересному экзамену. Независимо от его отношения к предмету, экзамен придется сдать. Хороший способ мотивировать этого человека – внушить ему, что этот предмет важен.

Сразу отметим, что самовнушение в таком случае дается намного проще, чем «промывание» мозгов кому-нибудь другому. Глобально эта технология широко представлена на рынке различных элитных предложений. Людям внушают необходимость приобретения услуг или товаров, которые не только дорого обходятся, но и, в принципе, им не нужны. Безусловно, такой подход стоит применять в конструктивном русле.

6. Спор.

Пари помогает мотивировать азартных людей. На спор они могут сделать такое, о чем даже не думали до этого.  От засовывания лампочки в рот, до победы в спортивном соревновании.

Азартность – это не совсем хорошо, поскольку такой человек иногда соглашается на опасное, либо глупое предложение. С другой стороны – такое качество помогает мобилизовать внутренние ресурсы для выполнения любых задач. Если к полезной и нужной работе подойти с таким же рвением, то результат будет хорошим. Азарт у сотрудников может заметно увеличить продажи и лояльность клиентов, способствовать быстрому расширению бизнеса.

7. Просьба.

Иногда мотивировать человека на определенный поступок можно обычной просьбой. Многие из нас проявляют ответственность в таких случаях. Например, работник сервиса, если его попросят постараться, может сделать свою работу лучше. Конечно, так бывает не всегда. Все зависит от моральных ценностей исполнителя и убедительности того, кто просит. Но, в большинстве случаев, просьба все-таки оказывает должное воздействие.

Конечно, известна поговорка «не проси, если можешь приказать». В определенные моменты она действительно справедлива. Но если речь не идет об армейской службе, то большинство людей не сильно любят приказной тон. Даже наемным работникам больше нравится, когда руководство общается с ними вежливо, не забывая вставлять слова «пожалуйста», «я попрошу» или «будь так любезен». Так что, просить или приказывать – дело каждого, в зависимости от целей и управленческого стиля.

Умение мотивировать – важный навык любого управленца, который пригодится и в личной жизни. Человеку в равной степени важно научиться вдохновлять себя и окружающих. Без этого не получится хорошо выполнить работу. Если не заинтересовать себя и других исполнителей, результат будет таким, что лучше бы и не начинали. Правильная мотивация – ключ к успеху.

8. Самостоятельная мотивация

Действия человека стимулируются его желанием или стремлением к улучшению жизненных позиций. Другими словами, человек может самостоятельно убеждать себя в том, что необходимо действовать, даже если что-то не ладится.

Этот процесс индивидуален, и человек может сам решить каким способом себя мотивировать или воспользоваться внутренней мотивацией. Но существуют и такие методы, которые влияют положительно на большую часть людей. Такими методами часто и умело пользуются манипуляторы.

1. Просто начните, и пусть ваша мотивация догонит вас

Вам не нужно ждать мотивацию, чтобы начать. Если вы хотите работать последовательно, каждый день, то все, что вам необходимо, это совершить первый шаг.

Спустя какое-то время все становится проще и интереснее, а мотивация догонит вас.

Если проект или задуманные цели слишком масштабны и сложны для реализации, не позволяйте этим обстоятельствам сдерживать вас.

Вместо облачения размышлений в негативные оттенки, разбейте задачи на промежуточные цели, а затем, сконцентрировавшись на ближайшей из них, начните движение вперед.

3. Сократите ежедневные отвлекающие факторы

Когда вы находитесь в окружении отвлекающих факторов, вам становится трудно сосредоточиться.

Поэтому закройте дверь в офисе, переведите свой телефон в беззвучный режим и прекратите проверять сообщения в социальных сетях.

4. Получайте мотивацию от окружающих вас людей

Проводите меньше времени с отрицательно настроенными людьми, которые всегда и во всем видят негативную сторону вещей, фильтруйте то, о чем вы им рассказываете или полностью исключите общение с ними.

Уделяйте больше внимания позитивному успешному окружению, энергия которых будет переходить к вам и заряжать на новые свершения.

5. Получайте мотивацию от незнакомых вам людей

Не ограничивайте себя мотивацией, которую вы можете получить исключительно от близких вам людей.

Существует большое количество мотивационных книг, видеоматериалов, историй успеха других людей, которые вы можете использовать, чтобы мотивировать себя.

6. Слушайте музыку, которая дает вам энергию

Одна из самых простых вещей, которая поможет вам мотивировать себя в тот момент, когда вы ощущаете недостаток энергии или мотивации, заключается в прослушивании музыки, которая способна вдохновить вас.

Поэтому создайте музыкальный плейлист, способный зарядить вас энергией.

Отдых от работы, который вы заполните прослушиванием мотивационных музыкальных композиций, окажет положительное влияние на прогресс в вашем деле.

7. Ищите возможности в негативных событиях

Пессимистичный настрой способен истощить вашу энергию и мотивацию. С другой стороны, позитивный и конструктивный способ взглянуть на ситуацию может стать прекрасным помощником мотивировать себя.

Поэтому когда вы столкнулись с негативным событием, задайте себе вопросы: “Что в этом хорошего?” и “Какая здесь существует скрытая возможность?”.

Затем учтите полученный опыт и примите меры, чтобы улучшить то, что вы делаете.

8. Будьте добры к себе, совершая ошибки

Очень легко попасть в ловушку самобичевания и ненависти к себе, когда вы спотыкаетесь или терпите неудачу.

Но такое отношение является проводником отрицательной энергии, убивая мотивацию и снижая вашу самооценку.

Поэтому будьте добры к своей прекрасной личности, и в случае неудачи подтолкните себя, чтобы снова выйти на ваш путь, сделав очередной шаг вперед.

Что такое мотив

Мотив – это такой процесс, который управляет поведением человека, способствуя его организованности, направленности, активности и устойчивости. Считается также, что мотив – это некий обобщённый образ материальных или идеальных предметов, которые представляют ценность для индивида.

Достижение этих предметов является для него смыслом деятельности. Человеку мотив представляется в виде особых переживаний, которые могут иметь как положительный характер (при ожидании достижения этих предметов), так и отрицательный (при осознании неполноты своего положения, отсутствия у себя этого предмета). Впервые понятие «мотивация» в психологии употребил Шопенгауэр.

В наше время слово «мотивация» в психологии понимается по-разному. Одни исследователи считают, что это совокупность процессов, отвечающих за побуждение и деятельность; а другие полагают, что это чисто психическое явление, представляющее собой совокупность мотивов.

Что же такое мотивация в психологии по своей сути? Данное понятие используется там, где говорят о достижении определённой цели и конкретных путях этого достижения. Известно, что одной и той же цели можно достичь разными путями. Так, если человек желает стать богатым, то он может устроиться на работу в престижной компании, открыть своё дело, написать хорошую книгу, заняться преступной деятельностью… И наоборот – одно и то же действие может совершаться с разной целью. Кроме того, желание достичь конкретной цели тоже может объясняться своими соображениями. Зачем человек хочет разбогатеть? Кто-то хочет купить особняк у моря, кто-то – жениться, кто-то – профессионально заняться любимым делом (а не тем, что только приносит доход). В таких случаях говорят, что человеком руководят определённые мотивы.

Обычно человеком, организующим какую-то деятельность и достигающим определённой цели, руководят сразу несколько мотивов, поэтому психологи говорят о той или иной мотивации. Проблема мотивации в психологии является одной из самых сложных. Нередко человек сам не осознаёт, какими именно мотивами он руководствовался, когда производил какие-то действия. Бывают скрытые мотивы, связанные с какими-то воспоминаниями, страхами и др. Такие мотивы не отображаются в сознании и действуют на подсознательном уровне; человек лишь ощущает какое-то смутное напряжение, дискомфорт, который он стремится преодолеть с помощью определённых действий.

Таким образом, цель – это то, чего мы хотим достичь, а мотив – причина, по которой мы хотим этого достичь. Под мотивацией в психологии понимается как совокупность мотивов, управляющих поведением индивида, так и сам процесс этого управления.

Характеристики мотива

Анализируя тот или иной мотив, необходимо обратить внимание на его характеристики, которых всего две:

  1. Динамика – определяется энергией мотива:
    1. насколько мотив заряжен и силен? Как сильно вы хотите похудеть? Так, что готовы ездить в спортзал на край города в жару и трескучий мороз ежедневно или ограничитесь одной поездкой в неделю? Вы с удовольствием летите на занятия или буквально тащите себя за шиворот?
    2. насколько мотив устойчив? Есть люди, которые приняли решение вести спортивный образ жизни и следуют ему неотступно.

      Ну а есть те, кто начинает худеть каждый понедельник. Во вторник эта мысль кажется уже не такой привлекательной, ну, а после первой силовой тренировки появляется вера в то, что «я и так ничего. Полюбят и такую/ого».

    Эти характеристики тесно связаны друг с другом: если мотив заряжен слабо, то он будет неустойчивым. И, наоборот.

    Здесь кроется корень проблемы, обозначенной, как «почему я не делаю то, что задумал?» Мотивации не хватает .

    Вы может действительно хотите утереть нос сопернице – потребность остается, но способ, который вы выбрали – похудение через спорт, вам не подходит. Поэтому стоит подыскать другой – более приятный, а, значит, и заряженный.

  2. Что такое мотив, с точки зрения его содержания:
    1. уверенность в его выборе (я очень хочу посещать спортзал);
    2. осознание своей потребности – я отдаю себе отчет в том, что красивая фигура нужна мне, чтобы чувствовать себя на высоте в глазах другой женщины, и только тогда я буду чувствовать свою ценность;
    3. я четко понимаю, что и как конкретно буду делать (распланирую занятия, заведу дневник похудения и питания, буду пить дополнительные средства для снижения веса и витамины и т.д.);
    4. я также понимаю, чего мне это будет стоить – лишняя загруженность, боль и ломота в мышцах, чувство голода, стресс и т.д.

Виды мотивов в психологии

Психологи выделяют большое количество видов мотивов, распределяя их по нескольким категориям. Создавать такую классификацию непросто, поскольку обстоятельств, которыми руководствуется человек, очень много; в каждом направлении психологии и в каждой школе существует своя система. Однако наибольшую распространённость получило разделение мотивов на четыре группы.

Внутренние и внешние мотивы

Эти виды являются важными не только в плане выбора средств и путей достижения цели, но и для самореализации человеческой индивидуальности. Внутренними являются такие мотивы, как интересы, увлечения, потребность в положительных эмоциях и избегании отрицательных, желание повысить самооценку и др. Эти обстоятельства связаны с самим человеком и его отношением к своей деятельности.

Внешняя мотивация – это обстоятельства, не зависящие от человека и его желаний и лежащие за пределами его личной сферы. Это могут быть такие мотивы, как общественное мнение, перемена погоды, желание получить более высокую оценку или избежать наказания и т. д.

Внешние и внутренние побуждения могут работать одновременно, а могут действовать и по отдельности. К примеру, школьник старательно выполняет домашнее задание. Он может делать это как потому, что его интересует тема, так и для того, чтобы получить хорошую оценку, порадовать родителей, похвастаться перед товарищами и т. д.

Внешняя мотивация играет в человеческой жизни достаточно большую роль, поскольку большинство людей нуждается в определённой социализации. Такие мотивы зачастую бывают более эффективными, чем внутренние, это тот самый «пинок под зад», без которого иные люди вообще не будут ничего делать. Однако для развития личности наиболее предпочтительными являются всё-таки внутренние мотивы. Только с их помощью можно выполнять свою работу по-настоящему продуктивно. Вся творческая деятельность основана преимущественно на внутренней мотивации.

Положительные и отрицательные мотивы

Как и потребности, побуждения связаны с эмоциями. Человеком в его действиях может двигать желание получать удовольствие, наслаждение, и тогда это положительная мотивация, а может двигать и стремление избежать наказания, боли, страха и других негативных переживаний, и тогда это отрицательная мотивация.

Исследователи пока не могут окончательно сказать, какие из этих мотивов являются более эффективными в достижении цели. Отрицательная мотивация может побуждать к преодолению препятствий, терпеть мелкие неудобства, работать до изнеможения; но она же разрушает личность, которая так по-настоящему и не полюбит, и не поймёт своё дело. Поэтому более предпочтительными кажутся всё-таки положительные мотивы.

Устойчивые и неустойчивые мотивы

Устойчивыми являются такие побуждения, которые основаны на нуждах человека и не требуют какого-то дополнительного подкрепления. Такие мотивы существуют достаточно длительное время. Неустойчивая мотивация быстро меняется. Так, внутренние побуждения личности являются устойчивыми, поскольку изменения в мировоззрении, интересах, вкусах происходят редко и постепенно. А внешняя мотивация, наоборот, является неустойчивой, поскольку быстро меняются и запросы общества, и настроение окружающих, и погода на улице.

Достижение успеха

Это отдельный вид мотивации, который стал актуален в последнее время. Современное общество с самого детства настраивает человека на успех. Быть неуспешным непрестижно, успех приносит с собой и материальное благополучие, и общественное признание, и другие блага. Успех повышает социальный статус человека.

Казалось бы, достичь успеха желает каждый человек. Однако в реальности на пути его достижения стоит множество препятствий, которые иногда вообще отбивают желание идти к успеху. Одна из причин этого – непонимание человеком того, зачем ему вообще нужно достигать этой цели. Бывает, что поставленная цель слишком далека и теряется среди множества возникающих препятствий; в этом случае целесообразно разбить достижение данного успеха на несколько промежуточных целей.

Часто достижение большого успеха предполагает выход из так называемой зоны комфорта. Это означает – жертвовать чем-то малым, чтобы в конце получить нечто гораздо большее; умение идти на риск, терпеть небольшие неприятности с расчётом на то, что эти проблемы с лихвой компенсируются, когда успех будет достигнут. И именно здесь многие потенциально успешные люди сдают.

Нередко «зону комфорта» представляют как физическое, ментальное, мировоззренческое или духовное пространство, в котором человеку хорошо и комфортно, он не страдает и, казалось бы, обеспечен всем необходимым. На самом деле психологи понимают под этим понятием нечто иное. Для некоторых людей «зона комфорта» связана как раз со страданием, неудобствами, болью, а выход из этой зоны способен избавить от страдания и принести счастье. Но человек не хочет осуществлять этот выход, ему «хорошо», когда ему плохо. С чем же связан такой парадокс?

Данная ситуация отлично проиллюстрирована в знаменитой пьесе Е. Шварца «Дракон», по которой в конце 80-х был снят фильм. Обитатели сказочного города смиряются с тем, что над ними установил диктаторское правление страшный дракон, который устанавливает свои правила и, в частности, регулярно требует отдавать ему самых красивых девушек города. Когда появившийся храбрый рыцарь убивает дракона и дарит жителям свободу, они тут же… избирают нового диктатора, который заставляет их страдать точно так же. Оказалось, что жители не могут сделать над собой усилие, чтобы научиться жить без всяких диктаторов и страданий: в их сознании свобода, мышление, ответственность и трудолюбие кажутся ещё большими страданиями, чем безумные правила того или иного диктатора, к которым можно притерпеться. Дракон избавлял людей от необходимости думать и давал им пусть несправедливую и лживую, но простую и понятную картину мира, которую достаточно заучить наизусть.

Функции мотива

  1. Побуждающая функция тесно связана с потребностью, которая дает энергию организму для совершения действий – мотивацию. Можно сказать, что мотив существует, благодаря этой энергии.
  2. Направляющая – показывает человеку направление его будущей деятельности. Если нужно похудеть, значит, необходимо заняться плаваньем, бегом, физическими упражнениями и т.д.
  3. Управляющая – действия выстраиваются в связную цепочку, планируются и выполняются последовательно (3 раза отжаться, потом выпить 3 глотка воды, потом 3 раза присесть и никак по-другому!).
  4. Организующая – личность выстраивает схему в голове и реализует ее в реальности (сегодня по плану бег, завтра отжимания – следование определенному режиму).
  5. Смыслообразующая – в процессе тренировки девушка может вдруг понять, что хочет худеть не на зло сопернице, а на радость и пользу себе. И вообще, занятия спортом – это даже приятно и увлекательно.
  6. Отражающая – побуждение показывает дефициты (что это такое?) и ценности личности, «предлагает» ей пробовать новые действия, демонстрирует возможные последствия достигнутых целей.

Мифы о мотивации

Мифы о мотивации

1. Запишите свои цели, и успех гарантирован

На просторах интернета можно нередко наткнуться на историю, согласно которой в 1953 году было проведено одно исследование.

У выпускников Йельского университета выясняли, имеются ли у них конкретные цели, которые они хотели бы достичь в будущем. Утвердительно ответили лишь 3% респондентов.

Двадцать лет спустя исследователи обнаружили, что эти 3% студентов, имеющих в прошлом конкретные цели, достигли большего финансового благополучия, нежели оставшиеся 97%. Разве это не удивительно?

И такое развитие событий стало бы действительно впечатляющим фактом, если бы оно было правдой, но это не так. В 1997 году журнал Fast Company разоблачил эту историю, причислив ее к разряду легенд.

Более того, даже такой человек как Форрест Марс (младший), генеральный директор компании Mars, а также внук ее основателя, ответил отрицательно на вопрос о том, были ли у него перспективы трудоустройства на момент окончания Йельского университета.

Хотелось бы, чтобы все было так просто. Однако следует добавить, что наличие конкретных целей является немаловажных аспектом достижения успеха. Сама по себе цель необходима, но одной ее недостаточно.

2. Просто сделайте всё возможное

Считается, что психологическая установка “просто сделай всё возможное” является отличным мотиватором. Это не так.

Несомненно, такое убеждение несет в себе позитивный заряд, но не имеет существенного эффекта.

Психологи Эдвин Локк и Гэри Лэтхэм посвятили большое количество времени изучению различий между целью “сделай всё возможное” и ее оппоненту – труднодостижимой цели с конкретным планом по ее реализации.

Результаты исследований показывают, что цели, которые устанавливают высокую планку, а также детально раскрывают, что нужно сделать для их достижения, приводят к гораздо более высокой производительности, чем просто попытка “сделать всё возможное”.

Это связано с тем, что более сложные но проработанные задачи заставляют людей, часто бессознательно, прилагать большие усилия, повышать концентрацию и оставаться верными цели, упорствуя дольше и лучше используя наиболее эффективные стратегии.

3. Просто визуализируйте успех

Одна лишь визуализация успеха не просто бесполезна, но и является отличным способом настроить себя на неудачу.

Вера в то, что вы добьетесь успеха, и уверенность в том, что успех дается легко – совершенно разные взгляды на одни и те же вещи.

Реалистично настроенные люди убеждены, что добьются успеха, но также они готовы прилагать любые необходимые усилия, проявлять настойчивость, а также уделять время тщательному планированию и выбору правильных стратегий.

Они не уклоняются от размышлений о препятствиях, с которыми им придется столкнуться, и о способах их преодоления.

Нереалистично настроенные люди считают, что успех придет сам по себе, если они будут постоянно и помногу визуализировать. Но по иронии судьбы такой подход способен привести лишь к истощению внутренней энергии, необходимой для достижения целей.

Люди, которые проводят слишком много времени, фантазируя о прекрасном будущем, тем самым лишают себя топлива, необходимого чтобы добраться до своей мечты.

Вы можете развивать более реалистично-оптимистичный взгляд, сочетая уверенность в своей способности добиться успеха с объективной оценкой проблем, которые могут возникнуть у вас на пути.

Не занимайтесь постоянной и изнурительной визуализацией своего успеха, но при этом визуализируйте шаги, которые вы предпримете, чтобы реализовать задуманное.

Итог

Сегодня мы с вами пришли к таким выводам:

  1. Мотивация — это то, что вами движет в сторону удовлетворения ваших желаний и потребностей.
  2. Мотивация может исходить извне, изнутри, быть позитивной или негативной, быть устойчивой или неустойчивой (требующей поддержки).
  3. Сама по себе мотивация появляется только при наличии острой потребности.
  4. Чтобы действовать без острой потребности, нужно прилагать усилия.
Источники

  • https://agorohov.com/motivatsiya/chto-takoe-motivatsiya-prostymi-slovami
  • https://my-busines.ru/useful/motivacija-chto-jeto-takoe-prostymi-slovami-ee-osnovnye-zadachi-vidy-harakteristiki-i-sfery-primenenija
  • https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html
  • https://hh.ru/article/25965
  • https://FB.ru/article/155710/chto-znachit-motivirovat-prostyie-sovetyi-o-tom-kak-dostich-postavlennoy-tseli
  • https://FB.ru/article/256312/kto-i-chto-takoe-motivator-eto-chelovek-kartinka-ili-pobujdayuschiy-k-deystviyu-faktor
  • https://blah.ru/kto-takoi-motivator/
  • https://artem-bilenko.com/psixologiya/biznes/vidy-motivacii-cheloveka.html
  • http://chto-takoe.net/chto-takoe-motivaciya/
  • https://HeadLife.ru/motivaciya/
  • https://extraman.ru/motivatsiya/
  • https://WikiGrowth.ru/razvitie/motivirovat/
  • https://PsyLogik.ru/202-motiv.html
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/motiv-chto-ehto-takoe.html

(Visited 10 549 times, 1 visits today)
Статья была полезной? Поделись ею с друзьями!

Оцените статью
Успешник
Adblock
detector